Значение краеведения в воспитании - Вы точно человек?

Восстановление и возрождение нашего исторического и духовного наследия, воспитание духовности и гражданственности, без чего не может жить и развиваться ни одна нация, невозможно без уважения к своей истории, культуре, родному краю.

Краеведение является основой духовного и нравственного возрождения общества. Зародившись ещё во времена и пройдя вместе со страной большой путь, на котором были как успехи, так и поражения, краеведение доказало свою жизненность и необходимость нашему обществу и народу. Не смущайтесь тем, что малы эти горушки и речонки, ведь из малого вырастает.

Идея изучения родного края и использования краеведческого материала в педагогическом процессе не новая. Она получила педагогическое обоснование в трудах великих педагогов и просветителей , Ж.

Руссо, , , , и других. Свое развитие, взгляды и идеи получили во второй половине XIX века в работах педагогов-методистов. Отечественное краеведение на всех этапах имело большое воспитательное и образовательное значение. Профессор обосновал научность краеведения. Перемены, произошедшие в жизни страны, открывшие совершенно неизвестные пласты отечественной истории, породили интерес к возрождению национальной культуры. Отношение к краеведению как к чему-то второстепенному, сменилась интересом к накопленным поколениями знаний.

И современная жизнь все больше убеждает в необходимости поддерживать этот интерес, ибо: Педагогическую его целесообразность обосновал еще Ушинский, о значении его говорили Толстой, Новиков, Белинский…. Приоткрыть учащимся историю края через его культурное наследие, значит пробудить в них интерес, заложить основы формирования нормального человеческого чувства любви к своей стране. Это ли не задача достойная приложения сил. Мы все понимаем, как необходимо научить учеников ощущать мир, который их окружает.

Мощным средством воспитания будущего гражданина — патриота является краеведение. Краеведение — это всестороннее изучение какой-либо территории, проводимое на научной основе. Объектами его изучения являются социально-экономическое, политическое, историческое и культурное развитие посёлка, города, области, края. Краеведческая деятельность позволяет ребенку познакомиться со своим краем, познать патриотические, духовно - нравственные традиции народа.

А это и есть истоки и основа патриотического воспитания. Образовательные программы для учащихся начальных классов предусматривают включение регионального компонента в учебный процесс. Возрастает интерес ко всему, что связано с прошлым и настоящим Южного Урала. Задачи краеведческого воспитания реализуются на межпредметном уровне. Происходит непрерывное воспитание у учащихся ответственного отношения к окружающей среде и здоровью, уважения к традициям своего края.

Краеведение поможет воспитать поколение людей, которых искренне заботит настоящее и будущее родного края. Развивать эколого-краеведческие понятия, помогающие сформировать представление о целостной картине мира, в которой окружающие природные объекты рассматриваются в неразрывном единстве. Развивать соответствующие умения и навыки в более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране природы родного края.

Патриотическое воспитание средствами краеведения, формирование активной гражданской позиции. В целом изучение краеведения позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал краеведческих знаний, обеспечивает более надёжные основы экологической ответственности младших школьников за природу края.

Уникален наш край природными чертами. На Южном Урале встречаются Европа и Азия, Урал и Сибирь, горные и равнинные ландшафты на границах трёх природных зон. Здесь участки горной тундры окружают берёзовые хороводы, а раздолье степей дарит многоцветное море разнотравья. Богата геологическая летопись нашей земли. Здесь можно найти разрезы всех геологических эпох. По разломам ещё заметны следы древних океанов, вулканов, сомкнувшихся когда — то тектонических плит.

Быть благодарным и добрым хозяином — значит относиться к природе бережно, лечить нанесённые ей раны, возвращать ей первозданный облик. Чтобы быть хозяином, надо знать родной край, жить заботами родной земли, не быть к ней равнодушным. Всё начинается с малой географии.

От неё ведёт дорожка в краеведение и далее - в экологию, а ещё дальше — в патриотизм. Обучение по теме начинается с первого класса, с изучения родной школы. Для детей всё здесь в новинку: Дети отправляются в путешествие по школьным этажам, в канцелярию, медицинский кабинет, столовую, библиотеку, профильные кабинеты физики, химии, информатики. На такой экскурсии дети узнают об истории школы, сколько в ней учащихся и учителей, сотрудников, какими традициями славится школа.

После экскурсии, из рисунков и устных отзывов, делается вывод, что им в школе нравится всё! Поражают детей и фотографии, творческие работы учащихся старших классов, отражающие материалы изучения родного края в экскурсиях, поездках по городу и области. Первые уроки изучения родного края начинаются с формированием у детей гордости за свою малую родину.

Происходит это на основе уральских легенд, введения в словарный лексикон слов, связанных с Уралом. Урал — башкирское слово. Поэтому легенда об Урале — богатыре, батыре, интересна и необычна для детей. По этой легенде батыр Урал не пожалел жизни ради счастья своего народа. И за это люди насыпали над его могилой большой курган, из которого со временем выросли горы Урала, или Уральские горы.

Сведения о том, что Южный Урал — единственный район нашей страны, где открыты пещеры с рисунками самых древних людей каменного века, живших. Знакомство с посёлком, городом родного края происходит со стороны хозяйственной, культурной, социальной. Любая сторона изучения привлекает и заинтересовывает младших школьников. У отрогов Урала встал мой город родной,.

Изучение родного края не должно быть навязчивым, изучаемым как обычный урок. Сведения, получаемые детьми, должны постепенно входить в душу ребёнка, быть ненавязчивыми, но доступными и увлекательными. Такими, чтобы учащиеся сами желали узнавать всё новое и новое о родном крае и из книг, и из рассказов учителя, и из материалов экскурсий.

Много есть городов на планете,. В каждом городе есть своё, особо почитаемое место. Есть такое место и у копейчан. В самом центре города. Когда приходишь на площадь Красных партизан, то прежде всего взгляд останавливается на центральной входной арке.

Арка внушительна по размерам и строга по форме. Это не просто вход в сквер, а вводная часть к обелиску, который просматривается через арочный проём. Он зажжен борцам революции, героям гражданской и Великой Отечественной войн. Людям, отдавшим свою жизнь за светлое будущее. Людям ушедшим, но навсегда оставшимся в памяти народной. Память народная — вечная память. Ты встал, мой город, величаво,.

Введение краеведения в учебный процесс способствует успешному решению двуединой задачи обучения и воспитания детей в процессе их участия в изучении и бережном использовании культурного наследия. Организация работы по созданию родословных учащихся кроме огромного воспитательного потенциала помогает решать и конкретные образовательные задачи.

Невозможно перечислить всего того, что стоит за этим ёмким словом. Это память обо всём, что нам дорого в прошлом, это дела и люди нынешних дней, это родная земля со всем, что растёт и дышит на ней.

Любовь к Отечеству проявляется в любви к родному краю, к родному городу, к родной речи, бережном отношении к окружающей природе.

Работу по ознакомлению учащихся с родным краем, освоением ими регионального содержания я начинаю с 1 класса , обогащаю содержание традиционного школьного курса разных учебных дисциплин за счёт местного языкового материала. Одним из направлений развития школьного краеведения является предметное краеведение, фрагментное внедрение которого включаю во многие учебные дисциплины.

На уроках обучения грамоте важно не только решать образовательные задачи, развивать речь учащихся, фонема тический слух, но и расширять кругозор живыми впечатлениями от окружающей действительности. Происходит воспитание у учащихся чувства доброты, любви к малой Родине через стихотворения уральских поэтов, знакомство с географическими названиями и природными. Расположить названия рек в алфавитном порядке: Урал, Миасс, Теча, Юрюзань.

Расположить названия озёр в алфавитном порядке: Касарги, Увильды, Чебаркуль, Аргази, Дуванкуль. При изучении букв на каждом уроке нового материала используются географические названия области и соответствующие теме задания.

У древних башкир луна считалась божеством, дарившим радость и красоту. В пршлом на озере Мартышье обитало большое количество чаек и крачек. Какая рыба размножается не весной и не летом, а в январе. В летнее время она обитает на глубине, в норах или под камнями. В древности реку Урал называли Яик. На её берегах жили яицкие казаки. В 16 веке г. Челябинск — основан 2 13 сентября г. В татарском языке - Челяби , в башкирском — Селяби — мужское имя. Юрюзань — ныряющая река.

Она собирает подземные воды и выходит на поверхность земли более сильной и многоводной. Уроки, где использован материал по краеведению, проходят на удивление интересно, увлечённо, с большим эмоциональным подъёмом. Учащиеся просят рассказать дополнительно по интересующим их вопросам, дать книгу, где об этом можно прочитать. А ведь это только первый класс! Особенно радует, когда дети сами приносят дополнительный материал, подборку сведений о родном крае.

Видимо, начинают помогать и заинтересовываться родители. А это и есть цель на этом этапе обучения — сплотить детей и родителей для совместной работы. Учителя начальной школы получили подарок в виде рабочей тетради по русскому языку для и классов с основами краеведческого материала.

Работа с этой тетрадью позволяет формировать знания, умения и навыки по программе изучения предмета и одновременно приобщать ребят к истории, культуре, литературе родного края. Представленные задания способствуют развитию умений наблюдать, сравнивать, делать выводы, классифицировать, анализировать, работать с текстом, словарём.

Тетрадь структурирована по темам, что позволяет осуществить свободный вывод упражнений, предоставить широту работы самому педагогу. На уроках русского языка, наряду с программными упражнениями, используются задания краеведческого характера. Победителем стал челябинский богатырь Эльбрус Нигматуллин. Безударные падежные окончания имён существительных. Большими возможностями в изучении краеведения располагают уроки русского языка.

Предлагаются предложения по темам программы русского языка с привлечением краеведческого материала. Взгляните на карту Челябинской области! Использование краеведческого материала на уроках русского языка способствует обогащению словарного запаса школьников, расширяет знания об истории и культуре края, обычаях и традициях народов, с древних времён, живущих в данном регионе.

Современные уроки литературного чтения отличают внимание к региональному компоненту. Литературное краеведение особенно актуально, т. Целью изучения произведений уральских авторов является углубление знаний о творчестве писателей и поэтов, активизация интереса к литературному краеведению, развитие эстетического вкуса. Мы можем гордиться именами писателей, которые прославили наш край не только в стране, но и за рубежом — Лидия Сейфуллина, Людмила Татьяничева, Павел Бажов и др. Учащиеся начальной школы получили полную возможность прикоснуться к произведениям уральских писателей в г.

Впервые для детей, да и для педагогов, была открыта история детской литературы Южного Урала. Читатели в хрестоматии могут найти старые и новые имена писателей и поэтов, их биографии, отдельные произведения или отрывки произведений.

Хрестоматия построена как литературная карта области и отдельных городов. Такая литературная карта нужна всем, кто хочет знать свою родную, краевую литературу. Урале Емельян Пугачёв, Салават Юлаев, атаман Ермак. Урал — начало Сибири, и Мамин — Сибиряк стал выразителем идей людей, населявших Урал и Сибирь, певцом её неповторимой природы.

Строил на Урале железную дорогу инженер Михайловский. В Усть — Катаве родился у него сын Гаря Георгий , имя которого превратилось в литературный псевдоним путейца — писателя - Гарин.

Для более глубокого изучения краевой литературы учащиеся работали с картой г. Так географическая карта переплеталась с картой литературной. Кривой и Свердловского проспекта — поэтессы. Некоторые открытия становятся открытиями и для педагогов. Разрабатывая систему краеведческого образования, я боялась, что такая точная наука, как математика, выпадет из нее.

Но я нашла ниточку, которая соединила математику с краеведческим воспитанием, добавив экологический материал. Это задачи как для устного счета, так и для письменной коллективной и самостоятельной работы. Конечно, нужно много подготовки, но эти затраты оправдывают результат. А математические задачи с краеведческим и экологическим содержанием получаются и познавательные, и интересные, и обеспечивают овладение учащимися программным материалом. Прошу выразить это расстояние в метрах м.

При составлении задач на разностное и кратное сравнения могут быть использованы данные о продолжительности жизни животных и растений и летном дне птиц. Используя различные энциклопедии, научные книги , я составила задачи по математике для 3 класса. Какова глубина озера Чебаркуль? Какова длина реки Юрюзань? Сколько островов на этих озёрах? Какова длина реки Сим? Какая птица съедает больше вредителей?

Для естественного восстановления слоя почвы толщиной в 1 сантиметр требуется примерно лет. Из-за роста оврагов с полей смыло в половодье 10 сантиметров почвы. Сколько лет потребуется для восстановления этого слоя? В году в нашей стране было заповедника. За последние 10 лет создано ещё 50 новых заповедников. Каждый житель Земли расходует в год количество бумаги, которое получатся из 3-х хвойных деревьев.

Сколько хвойных деревьев требуется нашему классу? Краеведческий материал обогащает содержание урока, делает его материал более убедительным, близким для каждого ученика. Челябинская область располагает богатой сетью рек, озёр, полезными ископаемыми , интересными достопримечательностями.

Изучение этих тем происходит не только на уроках, но и в виде экскурсий. Закрепление теоретического материала на природе, когда учащиеся собственными глазами могут увидеть реку, озеро, потрогать полезное ископаемое — вот результат изучение тем по краеведению.

Именно там мы узнали, что в Ильменах более минералов и 70 горных пород. Более 10 минералов открыты впервые в мире, например, ильменит. Значительный интерес представила информация о встречающихся в Ильменах драгоценных и поделочных камнях амазонит, аметист, опал, топаз, гранат, корунд, рубин и многое другое.

Помимо полезных ископаемых в Ильменском заповеднике представлены образцы растительного мира, животного, птицы, насекомые. Разнообразие форм, цвета, оттенков просто удивляет и поражает детский взгляд. Такой урок навсегда остался в памяти детей.

Ведь им не нужно было заучивать названия, ничего им не говорящие. А вот соотнесение теоретических знаний и наглядного образа усвоился учащимися быстро и с интересом.

На уроках окружающего мира и истории с интересом учащиеся узнали, что в эпоху Демидовых XVIII — XIX в. О промышленниках Демидовых учащиеся решили узнать не из книг, а побывав в их доме — усадьбе в г. С удивлением узнали, что Демидовская усадьба имела страшные подвалы, где держали и истязали неугодных рабочих. Это же подтверждают и экспонаты дома — музея: Учащимся представилась возможность своими глазами увидеть элементы быта рабочих веретено , маслобойка , их одежду лапти, фартуки для работы.

Также дети с благоговением посетили Христорождественский собор, построенный в году. А поездка в Сугомакский бор и восхождение на гору Сугомак привела в восторг всех.

Сугомакский бор Родничок у подножия горы Сугомак. В пещере горы Сугомак. Именно такие уроки дают возможность ребёнку прикоснуться к истории нашего края, наглядно увидеть подтверждение теоретической информации.

Норовистое озеро — Тургояк, красивое и непредсказуемое. Это озеро является хранилищем чистейшей питьевой и целебной воды.

Оно отнесено к числу ценнейших водоёмов мира. Много островов на озере. Одно из них — остров Чайка, на котором обитает много чаек. Посетили мы и озеро Большой Кисегач. Это озеро — памятник природы. Глубина его более 30 метров. Вода очень чистая, видно дно. С удивление мы узнали, что название озера выводится из башкирских слов кисеу — срезать, рассекать и агач — лес, дерево. Кисегач — озеро, где есть срезанные и рассечённые деревья. Другое название — озеро, разделённое лесом.

Когда на уроке был задан вопрос: Затруднений для ответа не было, ведь мы только что были на этом озере. Это один из немногих оставшихся уголков с относительно нетронутой природой. Главная достопримечательность парка — высокогорное озеро Зюраткуль м над уровнем моря — уникальный памятник природы и археологии , чудесное творение уральской природы. Озеро Зюраткуль — самый пресный водоём в области. Его очертание действительно напоминает сердце человека.

Особенно это заметно с высоты Зюраткульского хребта. По данным археологии, озеро издавна пришлось по сердцу людям. Зюраткуль в каменном веке был главным путём проникновения человека из Азии в Европу. Озеро при этом являлось своеобразной.

Вид озера поражает воображение ни когда ты рядом с ним, а когда видишь его, забравшись на гору. Кто бы мог подумать, что горы, виднеющиеся вдали, нам покорятся и озеро предстанет во всей своей красе.

Активное участие в разгадывании кроссворда ещё раз показало большую заинтересованность учащихся в изучении родного края, интерес к посещённым местам области, и местам, где хотелось бы побывать.

Образование географических названий тесно связано с жизнью людей, населявших территорию Урала. Это один из элементов духовного творчества народа.

В названия вложены мысли, знания, наблюдательность — это отражение или природы, или истории. Они хранят богатый материал о природных условиях, об историческом прошлом, поэтому могут служить важным источником познания родного края.

Богат наш край зелёным убранством — лесами, лугами, степями, болотами. Не забыт и животный мир.

Краеведение - составляющий элемент исторического образования, духовного становления и патриотического воспитания школьников

Ведь экологические проблемы подстерегают так часто. В классе были выбраны учащиеся — экологи, рассказывающие о проблемах загрязнения водоёмов. Ими изучалась литература, газетные публикации. Проблема в классе выдвигалась, обсуждалась и никого не оставляла равнодушным. Естественно, мы не ограничиваемся только сообщениями. Экологические проблемы нужно решать. А что могут сделать учащиеся?

Это предложение было встречено всеми с одобрением. Мы внесли свой вклад пусть очень небольшой в решение экологической проблемы. Наверняка дети, убиравшие мусор, поняли значимость своей работы. Ведь если каждый, хотя бы чуть — чуть, призадумается о чистоте окружающего мира, то и проблем будет меньше. Вот так, примером личным и каждый друг для друга, попытались мы решить, в силу своего возраста и возможностей, одну из проблем.

А что такое Время? Это река, текущая из прошлого. А можно ли побывать в прошлом, если нет машины времени? Аркаим был открыт летом года, а в г. Так что такое Аркаим? Разве мы, увлечённые историей родного края, могли остаться равнодушными к тому, о чём говорит весь мир?

Разве могли не увидеть своими глазами то, что уже позвало нас в дорогу? Города Южного Урала сменяют друг друга огоньками за окном: Коркино, Еманжелинск, Южноуральск, Магнитогорск.

Равнины переходят в холмистую местность, далее — степи. Ветер гуляет по степи. Мы поднимаемся на гору Шаманку для того, чтобы встретить рассвет. Золотое солнце поднималось из тумана и волновало всех присутствующих.

Мы стояли на горе и наслаждались безмолвием степи, и были близки сами к состоянию безмолвия, полного слияния с миром и с собой. Даже ради этого мгновения стоило приехать сюда …. В Аркаиме много аномалий.

Создание воспитательного пространства через краеведение

Одну из них мы испытали на себе. Это физическое замедление времени. Сутки стали для нас вне времени. Порой мы не понимали: Хотелось уединиться, подумать, обратить свои взоры внутрь себя, чтобы оценить: Дети не спали совсем, горы манили их утром и ночью своей притягательной силой.

Экскурсии на раскопки древнего городища происходили и рано утром и поздно вечером. Дети, которые побывали в Аркаиме, может и не поняли того, что прикоснулись к такой тайне, которую до сих пор не разгадали даже учёные. Но то, что энергия Аркаима к ним прикоснулась, это уж точно. И многих она не оставила равнодушными. А нас дорога снова зовёт в путь. Там, говорят, где-то в болотах, ходит снежный человек. Реутова в Увельском районе. Становление личности маленького школьника происходит под влиянием новых отношений со взрослыми учителями и сверстниками одноклассниками , новых.

У него развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др. Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет , которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для формирования высоко моральной личности.

Основы нравственного поведения закладываются именно в начальной школе, ее роль в процессе социализации личности огромна. Стремление младшего школьника к яркому, необычному, желание познать прекрасный мир чудес и испытания, двигательную активность - все это должно удовлетворяться в разумной, приносящей пользу и удовольствие игре, развивающей у детей трудолюбие, культуру движений, навыки коллективных действий и разностороннюю активность. Как обогатить духовный мир ребёнка, сделать его жизнь яркой, полной впечатлениями, интересными событиями, незабываемыми встречами, как увлечь его в страну приключений и тайн?

Ни с чем не сравнимая роль принадлежит искусству. Понятие прекрасного впитывается ребёнком с молоком матери: Издавна славились красотой изделия народных мастеров. Сегодня, сохраняя традиции, поднимая и восстанавливая угасающие ремёсла, уральские мастера несут всему миру славу о нашем крае, радуют и удивляют своим искусством.

Только у нас, на Урале, можно встретить такое великое множество камней — самоцветов. Это уральские изумруды, орская яшма, тагильский малахит… А всего на Урале известно около сорока видов драгоценных и поделочных камней и около тысячи их месторождений.

Важным условием приобщения к краеведению является тесная взаимосвязь с родителями. Взаимодействие детей с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей. Родители становятся непременными участниками внеклассной работы , связанной со сборами материалов по истории родного края, воссозданием культурных и трудовых традиций.

Большое значение имеют семейные экскурсии по городу, в музеи города, области. Так, детьми и родителями были посещены музеи посёлка Старокамышинск, г.

Кыштыма Демидовский дом — усадьба , г. Касли музей Каслинского литья и музей тропических растений , краеведческий музей г. Цели и задачи клуба: Основан на восприятии природы наиболее действенным эмоциональным способом через уроки — путешествия, КВНы, игры — всё то, что привлекает учащихся к общественной и исследовательской работе. Формирование гуманных черт личности ребёнка в процессе практической деятельности.

Активное использование межпредметных связей: Благодаря работе малыми заинтересованными группами, дети и родители имеют возможность проводить разнообразные исследования, связанные со. В данном случае основой является не запоминание информации, а активное участие детей в процессе её приобретения. Целью программы является формирование осознанного отношения к ценностям родного края: Объект изучения - Уральский край: Затем идет постепенное погружение в окружающий мир: Семья является первым устойчивым коллективом в жизни каждого человека, базисной основой первичной социализации личности.

В процессе формирования личности, ее самосознания семья играет главенствующую роль. Именно с семьи начинается процесс индивидуального усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей, приобретения коммуникативных умений и навыков, опыта человеческого взаимопонимания , профессионального самоопределения. Работа, направленная на изучения ребенком своей семьи, будет эффективной лишь при условии, если родители, бабушки и дедушки будут помощниками детям и педагогам.

Пониманию детьми, как тесно жизнь их семьи связана с жизнью Отечества, помогает мини — поисковая работа. Далее они совместно с родителями оформляют работу на альбомных листах, где помещается детский рисунок или фотография памятной вещи, ее краткая история, события с ней связанные.

Ребенок 7 — 10 лет очень восприимчив к эмоциональному воздействию. Его мышление - благодатная почва для новых знаний и впечатлений, поэтому необходимо наполнить его жизнь интересными, полезными делами и событиями, воспитывающими патриотические чувства. На уроках учащиеся знакомятся с историей, улицами, объектами, памятниками и памятными местами посёлка, города, области.

Этому помогают и уроки, проводимые в краеведческих музеях города и посёлка. Для создания мотивационной среды обучения вводятся разнообразные творческие задания: Формированию у детей представления о специфике нашего края помогают экскурсии, пешеходные прогулки. Это экскурсии на предприятия кондитерская. Чебаркуль , посещение культурно — просветительных и памятных мест города и области, пешеходные прогулки по улицам посёлка и города.

Важная часть — подведение итогов экскурсий. Дети делятся впечатлениями об экскурсии в форме сочинений, рисунков, отчетов. Работа по изучению истории и социальной сферы нашего города, несомненно, помогает детям многое узнать, а главное — полюбить маленький уголок своей Родины. Поскольку главная целевая установка программы — содействовать осознанному взаимодействию с окружающим микромиром, дети должны не только узнавать изученные объекты, но и понимать их важность.

У города есть свои особенности: Главное богатство города — его жители, те, которые создают. Такие горожане — истинные, подлинные, настоящие копейчане. Город хранит память о знаменитых горожанах, известных по всей России и по всему миру, в названиях улиц, мемориальных досках, памятниках.

Сопоставление города с живым существом помогает детям осознать важность составных частей города,. Важно, чтобы дети начали понимать ценность богатств края.

Для освоения содержания программы необходимо овладение понятийным аппаратом. Как правило, используются традиционные для начальной школы приемы; необходимо научить грамотно, произносить и писать их. Формы работы клуба — самые разнообразные. Это и сбор теоретического материала, экскурсии, поездки по родному городу и области, праздники и посиделки. Подведение итогов работы за определённый период заседания клуба проводятся 1 раз в месяц проходят, как правило, на отчётах знатоков, которые включают в себя устные рассказы и творческие работы: Группы знатоков знатоки растений, животных, насекомых, экологических проблем, народных примет и др.

Но эта работа становится эффективной только при условии, если родители становятся и помощниками и союзниками своих детей. Для этого проводится специальный лекторий для родителей, где они знакомятся с целями краеведческой работы в развитии младших школьников,. Главное — это то, что семья непосредственно включается в работу с детьми. В нашем клубе работает каждый ребёнок и каждая семья, ибо воспитывают детей не слова, а его собственные действия, действия и поступки тех, кто его воспитывает: Сплочению членов семьи, пониманию детьми, как тесно жизнь их семьи связана с жизнью города, области, страны, помогает работа над такими темами, как:.

Изучение ребёнком истории своей семьи способствует духовному сближению взрослых и детей, является для ребёнка первым шагом в познании своего края, его истории, традиций. Современное общество ставит вопрос об экологии культуры: Одной из задач современной школы является привитие чувства принадлежности к малой Родине, России, к родным корням. Дети во всех странах читают одни и те же книжки, смотрят общие телепрограммы и видеофильмы, слушают одинаковые пластинки, дружат с известными всем героями мультипликационных лент, играют стандартными куклами, игрушками, играми.

С одной стороны, как никогда раньше, осознается единство всего человечества. Знакомство с историей родного края показывает многообразие национальных традиций, неповторимость духовного мира жителей, непохожесть животного мира, жилища, одежды и т.

И одновременно через многообразие и несходство проступают черты общечеловеческие, обнаруживается нравственное единство человечества, одинаковое понимание природы, жизни, любви, отношений в семье , понятий справедливости и правды, чести и гордости, неприятие злобы, коварства, трусости, лживости. Знакомство с родным краем позволяет увидеть в то же время и исторические границы, изменяемость этических, бытовых, эстетических представлений.

Только на основе национальной культуры, народных традиций и потребностей общества конкретного региона возможен перевод общечеловеческих ценностей в личные ценности каждого воспитанника, только в реальном, окружающем здесь и сейчас мире человек может стать субъектом культуры.

Одна из задач национально-регионального компонента содержания образования заключается в воспитании нравственной позиции российского гражданина по отношению к родному краю: Становление личности маленького школьника происходит под влиянием новых отношений со взрослыми учителями и сверстниками одноклассниками , новых видов деятельности учения и общения, включения в целую систему коллективов общешкольного, классного.

У него развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и другие. Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для формирования высоко моральной. Обобщая все вышесказанное, я могу сделать вывод, что младший школьный возраст с его стремлением к яркому, с его желанием познать окружающий рядом мир, предоставляет большие возможность для развития нравственной позиции по отношению к родному краю.

Знания о родном крае, полученные человеком в школьные годы, будут востребованы до конца жизни. Недаром существует русская пословица: Действительно, несмотря на притягательность столицы или даже других стран, подавляющее большинство людей остаётся жить и работать на своей "малой родине". Помимо усиления уровня мотивации учебной деятельности включение в уроки материалов о родном крае имеет и другое значение:. Одним из вариантов реализации краеведческого принципа преподавания является использование на уроках краеведческих физкультминуток, когда сама физкультминутка используется не только как элемент здоровьесберегающей педагогической технологии, но и как вид мотивации учебной деятельности и актуализации знаний Приложение.

Основной смысл краеведческого воспитания - конкретная практическая деятельность. Объектами этой деятельности становятся все источники жизнедеятельности.

Поскольку процесс обучения построен на взаимодействии учителя и ученика, то предполагает активную деятельность не только со стороны учителя, но и желания учиться, приобретать новые знания со стороны учеников. Положительные эмоции активизируют учебно-познавательную деятельность и облегчают процесс познания.

Изучение родного края способствует активизации. Способность воспринимать новую информацию и находить ей место в системе своих знаний, упорядочивать свой собственный опыт. Ребенок должен научиться принимать самостоятельно несложные решения и предлагать свои версии, варианты. Уметь пользоваться дополнительной литературой, расширяя свои знания о краеведческих понятиях, литературном творчестве уральских писателей. Знать культурные центры Челябинска и Копейска театры, музеи.

Что же касается конкретных знаний, то можно не сомневаться, что их у ребенка окажется больше, чем мы ожидаем. Самое главное, чтобы каждый ученик был не просто пассивным созерцателем, а стал активным творцом.

Ученик на занятиях может показать не только, как он понимает материал, но и передать свои чувства и эмоции, через выполнение практических заданий выразить свое отношение к объектам природы. Результатом краеведческой работы младших школьников является выполнение рисунков, написание творческих сочинений, изготовление поделок, сбор.

Теоретические знания, полученные ребенком на уроках, должны стать базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений, способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведения. В этом возрасте у детей преобладает чувственное, образное восприятие окружающего мира.

Следовательно, для организации чувственного познания природы значительную роль играют экскурсии, труд в природе, экологические походы.

Наша школа находится в непосредственной близости к природе, являющейся естественной лабораторией для экологического воспитания. Непосредственное общение с природой родного края позволяет ориентировать ребят на решение локальных экологических проблем, один такой урок на природе эффективнее десятка самых лучших уроков в классе. Построение внеклассной работы на краеведческой основе помогает учащимся постичь тайны природы, узнать свой край, его богатства, особенности труда людей, т.

Во внеклассной работе создаются благоприятные условия для восхищения природой, оценки своего труда и труда взрослых. Сделать ребенка активным участником краеведческой деятельности — важная задача педагога, одна из составных задач патриотического воспитания младших школьников. Если человек равнодушен к природе, памятникам, историческим музеям, своему городу — он, как правило, равнодушен к своей стране. Процесс становления осознанного отношения к родному краю сопровождается определенными формами поведения ребенка: Анализ анкет, адресованных родителям, показал, что дети интересуются краеведческими знаниями своих родителей, делятся с ними впечатлениями, полученными на занятиях.

Данная организация работы с детьми способствует активизации познавательного интереса к краеведению, формированию осознанного отношения к ценностям родного края, воспитанию гражданских чувств и, прежде всего любви к родному посёлку, городу, краю.

После того, как наша земля отвердела, как суша от морей отделилась, зверями всякими, птицами населилась, из глубин земли, из степей прикаспийских Змей — полоз выполз. С хрустальной чешуёй, с самоцветным отливом, огненным нутром, рудяным костяком, медным прожильем.

Задумал он собою землю опоясать. Задумал и пополз от каспийских степей до полуночных холодных морей. Больше тысячи вёрст полз, как по натянутой струне, а потом вилять начать. Осенью, видно, дело — то было. Круглая ночь застала его. Заря даже не занимается. От Усы — реки к Оби свернул и на Ямал было двинулся. Он весь как — никак из жарких, преисподних мест вышел. И прошёл сколько — то вёрст да увидел варяжские кряжи. И удумал он через льды холодных морей напрямик махнуть.

Махнуть — то махнул, только каким ни будь толстым лёд, а разве такую махину выдержит? Тогда Змей дном моря пошёл. Ему что при неохватной толщине! Брюхом по морскому дну ползёт, а хребет поверх моря высится. Как ни горяча огневая кровь у Змея —полоза, как ни кипит всё вокруг, а море всё — таки не лохань с водой. Ну, а коли голову застудил — тут и тулову коне. Коченеть стал, а вскорости и вовсе окаменел. Голову каменному полозу морские псы — волны да ветры оторвали.

Так что голова сама по себе стала Новой Землёй жить. Порознь от каменного туловища. Остыла в нём и горячая кровь. Позвонки, хребты — скалами. От солей до алмазов. Годы прошли, века минули. Порос окаменевший великан буйным ельником, сосновым раздольем, кедровым весельем, лиственничной красой. И никому теперь и в голову не придёт, что эти горы когда—то живым Змеем — полозом были. А время текло и текло. Люди осели на склонах гор.

Каменным поясом назвали полоза. Опоясал он как — никак нашу землю, хоть и не всю. Было у богатыря Семигора, хозяина Ильменских гор, волшебное хрустальное зеркало. Глянешь в него и видишь, что на земле, на воде и в воздухе делается. А неподалёку от Семигора жила завистливая старушонка-колдунья. Ох, как хотелось Юрме зеркало такое иметь! Забралась как — то Юрма в горную кладовую Семигора.

Утащила она его зеркало, когда хозяин спал. Видит воровка - нагоняет её богатырь, не уйти от расплаты, и бросила чудо-зеркало. Упало оно на скалы. Только и брызнули осколки, осыпали леса. Каждый осколок в голубое озеро превратился. С тех пор сверкают в них, переливаются бесчисленные хрустальные озёра. Залютовал как — то старик Салкын — Мороз! Снегу горы навалил, солнце тучами укрыл, птиц и зверьё заморозил. К людям подбираться стал. Собрались башкиры — старики и говорят:.

Птиц и зверей убил, пчёл наших погубил. А что делать башкиру без пчёл, птиц и зверя? Надо у Солнца камень солнечный просить. Лежит Солнце в чёрной яме, вокруг ямы вьюги да бураны вертятся.

Хуже псов цепных сторожат. Никуда Солнце не выпускают. Старики меня за прислали. Совсем худо стало, лютует Салкын. Все солнечные камни раздал, один маленький камень остался. Русского мужика Афоньку Коркина встретил — последний отдал. Идёт себе Тугай-батыр налегке. Налетели на него вьюги да метели, завертели, закружили, сам Мороз от злобы лютой в ледяной столб Тугай-батыра превратил.

Хотел было на людей накинуться — не даёт камень солнечный, огнём — жаром пышет. Зашипел Мороз да и растаял. И всё вокруг растаяло. Вера была из тех, кому предназначено страдание. Не обычный для всех путь сулила ей судьба, а особый, отрешенный. Мать она не знала, та умерла при родах. Отец был богат, но нрава крутого. После смерти жены прокутил он свой капитал, да ещё в долгах остался.

В счёт долга потребовал сосед — бобыль в жёны красавицу дочь. Когда Вера отказалась выходить за старого бобыля, отец избил её в ярости, а затем куда — то увёз. В те года на берегу Тургояка стоял женский монастырь. Бревенчатый мрачный дом за высоким забором казался покинутым его обитателями. Но на стук из ворот. Что было делать Вере? Шила, стирала, мыла полы, пилила дрова, колола их.

Очень уставала, но в усталости находила отрешение от дум. И вскоре пошёл слух, что Вера — прорицательница, ясновидящая. И стали к монастырю приходить люди со своим горем. Всех Вера выслушивала, душой проникалась, для всех находила доброе слово. И вроде помогали людям её молитвы. Стала Вера слаба здоровьем. Ночами кошмары мучили, в припадках корчилась. И однажды Вера исчезла.

Искали её в озере и в лесах — не нашли. Три года минуло, и однажды рыбаки приплыли к острову, чтобы поставить сети на мелководье, наловить рыбы. Не успели мужики поставить сети, вдруг подул ветер, налетела гроза. Стали мужики искать скалу какую, чтобы укрыться от ненастья. Шли они вглубь острова, и вдруг повеяло дымком.

Остановились мужики, перекрестились и вдруг увидели перед собой женщину. Чтобы успокоить их, Вера назвалась. Весть о том, что Вера жива, быстро облетела округу. И с тех пор раз в году, а именно 16 августа , на остров Веры съезжались паломники. День был выбран не случайно, это день её ангела. Сотни людей приезжали на лошадях к тому месту, где за мелким проливом стоял заросший лесом остров. Люди привозили Вере запасы одежды, обуви, продуктов. Сотни людей, с младенцами на руках, входили в мелкую воду и шли навстречу Вере, и она всех осеняла крестным знамением.

Пришельцы проводили на острове весь день. На закате Вера провожала гостей. Так было много раз. Но однажды Вера не вышла к людям. Послали на остров несколько мужиков. Придя к жилищу Веры, они увидели её мёртвой. Она лежала у входа в пещеру.

Похоронили Веру недалеко от пещеры. Ещё несколько лет они являлись на остров, чтобы поклониться кресту над могилой Веры. Эта невысокая, чуть вытянутая горка возвышается недалеко от Каменного мыса. Вершина у неё почти плоская. А на пологих склонах стоят ели и пихты. Был у Салавата Юлаева храбрый воин Хасан. Назначил его батыр сотником и велел вести джигитов в бой. Но окружили Хасанову сотню солдаты на берегу озера Йораткуль.

Жестокая и неравная была битва. Самого Хасана тяжело ранили, и он упал с коня. Очнулся Хасан — никого нет в. Похоронил их с честью и поклялся не покидать их могил до конца своей жизни.

Долго ещё прожил Хасан, женился, вырастил детей и внуков, как и завещал, его похоронили. С тех пор озеро и стали называть Зюраткулем, то есть Могильным озером, а место захоронения — Хасановым холмом или Хасановой горкой.

Шёл по лесу отряд пугачёвцев, долго шёл, петлял в горах. Отступали они из — под Кундравов после тяжёлого боя. По нашим — то местам вёл их проводник — башкир. Долго тянулся мрачный лес, но вот сосны расступились и пред ними сверкнуло озеро. И так неожиданно оно появилось, что шедший впереди башкирец воскликнул: Пугачев послал в разведку русского и башкира.

Вот вышли они к берегу незнакомой реки. Почти, два года бушевала пугачевская вольница на берегах Яика. Воды реки обагрились кровью многих тысяч убитых. Крестьянская война под предводительством Пугачева закончилась жестоким поражением восставших. Так своеобразно была наказана река. Название реки Яик и созвучные с ним Даикс, Даих, Ягак и т д. О происхождении названия Урал есть множество противоречивых версий. Для реки оно является вторичным, производным от названия Уральских гор, где она берет начало.

Ошибочна, вероятно, версия о происхождении названия Уральских гор от имени героя башкирской легенды Урал-батыра, который совершал подвиги, воздвигая на месте поверженных врагов горы. Имя башкирского богатыря, скорее всего, вторично от названия гор. Роль краеведения в обучении и воспитании младших школьников. Внеклассные формы работы с учащимися и их родителями. Живу я в глубине России, В краю озёр и рудных скал.

Здесь реки — сини, Горы — сини, И в синих отсветах металл. Татьяничева Восстановление и возрождение нашего исторического и духовного наследия, воспитание духовности и гражданственности, без чего не может жить и развиваться ни одна нация, невозможно без уважения к своей истории, культуре, родному краю. Краеведение — знаю, ведаю о крае.

Интересные новости Важные темы Обзоры сервисов Pandia. Рабочие программы Педагогические программы. Основные порталы, построенные редакторами. Каталог авторов частные аккаунты. Все права защищены Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Минимальная ширина экрана монитора для комфортного просмотра сайта: Мы признательны за найденные неточности в материалах, опечатки, некорректное отображение элементов на странице - отправляйте на support pandia.

О проекте Справка О проекте Сообщить о нарушении Форма обратной связи. Авторам Открыть сайт Войти Пожаловаться. Архивы Все категории Архивные категории Все статьи Фотоархивы. Лента обновлений Педагогические программы. Правила пользования Сайтом Правила публикации материалов Политика конфиденциальности и обработки персональных данных При перепечатке материалов ссылка на pandia.

  • Комментарии

Особенно это заметно с высоты Зюраткульского хребта. Этого так не хватает молодому поколению.



Использование возможностей краеведения в духовно-нравственном развитии младшего школьника.